Автор Тема: Грузинский язык-2  (Прочитано 89507 раз)

1 Пользователь и 0 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Tibaren

  • Global Moderator
  • *
  • Сообщений: 9043
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Интересно, а нет ли связи между грузинским гамарджоба и турецким, арабским merhaba, marhaba?
В грузинском корень мардж(в)-, в арабском корень rḥb. И их семантика различается так же, как фонетика.

Оффлайн tetramur

  • Сообщений: 310
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Попробовал абруптив от альвеолярного "т" - мне показалось, что два удара там вместо одного.
Нет. Это мгновенные согласные, при артикуляции которых голосовые связки сомкнуты, а при взрыве затвора используется запас воздуха, находящегося в полости рта.
Послушал запись аварского чтения от одной женщины. Да, произношение экстремальное. Но "кь" в её исполнении - это такой трескучий звук, как в одном мультике "избушка на курьей ножке" поворачивается и издаёт такой "ккхр".
Хотя я не носитель, мне сложно сказать.

Оффлайн ivanovgoga

  • Сообщений: 16872
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Интересно, а нет ли связи между грузинским гамарджоба и турецким, арабским merhaba, marhaba?
В грузинском корень мардж(в)-, в арабском корень rḥb. И их семантика различается так же, как фонетика.
а может все не так? может корень (r)j  и связан с законностью, праведностью?
Цитировать
სჯული, რჯული, შჯული (სამართლის ისტორია) — კანონი, წესი და ჩვეულება, სამართალი ძველ საქართველოში. ტერმინი „სჯული“ წარმოდგა „სჯა“ ზმნისაგან (სულხან-საბა ორბელიანის განმარტებით, „სჯა“ არის „სამართალი“) და თავდაპირველად ნაბჭობს, გადაწყვეტილს ნიშნავდა. განასხვავებდნენ „ბუნებით სჯულის“ (იგი ადამიანთა თანდაყოლილად და მცნებით შთაგონებულად მიიჩნეოდა), „საწერილ სჯულს“ ანუ კანონმდებლობას („სჯული წიგნისაჲ“), „უწერელ სჯულს“ (ჩვეულებითი სამართალი) და „სამოქალაქოთა სჯულს“. „სჯული“ უმეტესწილად საეკლესი კანონწესების მნიშვნელობით იხმარებოდა. ამ დარგის ნორმათა კრებულს სჯულისკანონი, სამართალმცოდნეს კი მერჩულე ეწოდებოდა.

Tibaren, я тут где-то задавал вопрос про то есть ли в каких нибудь кавказских что то вроде грузинского "хелис уплеба" (власть руки). Тут у меня спор с некоторыми АА "учеными" про символ ладони на флаге Абхазского и Дадианского княжеств средних веков. Такие ладони встречаются повсеместно на исторических памятниках по всей Грузии, в основном крепостях. Мне кажется это просто знак "хелисуплеба" и ничего общего с АА не имеет.

Оффлайн Tibaren

  • Global Moderator
  • *
  • Сообщений: 9043
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
а может все не так? может корень (r)j  и связан с законностью, праведностью?
В др.-груз. сджули "вера и т.п.", где с- - окаменелый префикс, который в новогруз. перешёл в р- (ср. сдзе "молоко" > рдзе, ствели > ртвели и т.д.). Таким образом, корень здесь √дж-.
:) Как он может соотноситься с арабским корнем /рхб/  “to be wide”, “to make welcome, to receive graciously” - ума не приложу.

Tibaren, я тут где-то задавал вопрос про то есть ли в каких нибудь кавказских что то вроде грузинского "хелис уплеба" (власть руки).
Мне неизвестны такие конструкции ни в качестве прямой параллели, ни как калькирование.

Оффлайн ivanovgoga

  • Сообщений: 16872
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
:) Как он может соотноситься с арабским корнем /рхб/  “to be wide”, “to make welcome, to receive graciously” - ума не приложу.
Не..я ж не про то. Просто  я думаю, что мардж всеж делится на "префикс(ы) и корень"

Tibaren, я тут где-то задавал вопрос про то есть ли в каких нибудь кавказских что то вроде грузинского "хелис уплеба" (власть руки).
Мне неизвестны такие конструкции ни в качестве прямой параллели, ни как калькирование.
спасибо. :UU:
Есть еще понятие "хелис дадеба" наложил руку (объявил своим).  Мне что-то кажется, что  эта самая ладонь- просто знак царского владения в средневековой Грузии.  Что ты об этом думаешь?

Оффлайн Tibaren

  • Global Moderator
  • *
  • Сообщений: 9043
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Не..я ж не про то. Просто  я думаю, что мардж всеж делится на "префикс(ы) и корень"
Вероятно да, судя по сванским соответствиям. Но в любом случае, корень здесь *рджв-.

Оффлайн ivanovgoga

  • Сообщений: 16872
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
а что там в сванском?

а. Нашел.  ლერსგუენ, მურსგუენ

Оффлайн Tibaren

  • Global Moderator
  • *
  • Сообщений: 9043
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
а что там в сванском?
Там параллельные основы mursgw- и lersgw-, что даёт основания выделить два разных префикса mu- и le-.

Оффлайн ivanovgoga

  • Сообщений: 16872
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Там параллельные основы mursgw- и lersgw-, что даёт основания выделить два разных префикса mu- и le-.
спасибо. Уже допер.  :)

Оффлайн tetramur

  • Сообщений: 310
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
« Ответ #662: 2018-06-15 04:37:29 »
может лучше виски? ;D
Я более народное питье предпочитаю , хотя и коньячек тож можно....
Для практики попробуй сначала слова с кучей согласных -მტვრევადი мтвревади , დაიგრგვინა даигрвгвина , მღრღნელი  мгргнели например
Это легко. Но откуда берутся ТАКИЕ нагромождения согласных?

Оффлайн ivanovgoga

  • Сообщений: 16872
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Личное сообщение (Оффлайн)
вот еще про "руку"
Цитировать
ხელმწიფე, ჴელმწიფე (ჴელი-უფლება და მწიფე-სრული) – ძველი ქართული იურიდიული ტერმინი, რომელიც თავდაპირველად აღნიშნავდა საზოგადოდ შემძლებელს, უფლების მქონეს, სრულუფლებიანს, აგრეთვე მმართველს, ხელისუფალს, ხოლო შემდეგში, XI-XII საუკუნეებში, მეფეს. საისტორიო წყაროებში იხსენიება ჴელ-წიფება - შეძლება, უფლება, გაბედვა. ჴელმწიფება - ძალაუფლება, ბატონობა. ჴელმწიფობა, მეფობა. ჴელმწიფეთა ჴელმწიფე - მეფეთ მეფე. საჴელმწიფო - სამეფო. მეფე „ჴორცის ჴელმწიფედ“ მიიჩნეოდა, კათალიკოსი კი „სულისა“.

Это легко. Но откуда берутся ТАКИЕ нагромождения согласных?
из голосового аппарата. Инфа 200%! :tss: